Шибер (ingaret) wrote,
Шибер
ingaret

Текст моей колонки в "БелГазете" за 5 июля.

Есть такая хрестоматийная притча про то, как у троих крепких мужиков, что-то
куда-то несущих по заводской территории, прохожий спросил - чем это они
занимаются в рабочее время ? Один из них подробно объяснил, что по указанию
своего мастера он получил на складе стальной пруток и в данный момент тянет его
в механический цех. Второй ответил более туманно – мол, работаю я, а мне за это
деньги платят. А третий - радостно улыбнулся и заявил : «Машину делаю !»

Считается общепризнанным, что только ответ третьего рабочего является
правильным, что именно так и надо относиться к своей работе – осознавать
перспективу, видеть конечную цель и радоваться её величине. Первый-то совсем ни
к чему не пригоден, ведь дальше своего носа не видит, второго тоже можно терпеть
на заводе с трудом, раз уж совсем нет здесь правильных работников, сознающих,
что они не просто так работают, а делают машины. Но если на месте
хрестоматийного случайного прохожего (откуда на заводе возьмётся случайный
прохожий ?) окажется человек, не только задающий вопросы и выслушивающий ответы,
но и принимающий решения, например, начальник того самого механического цеха, то
решения эти будут совсем не такими, каких ожидает читатель. Первый рабочий
попадёт в резерв на выдвижение руководящего состава и вскоре станет бригадиром.
Второму рабочему ничего не будет – потому что время сейчас такое, все работают
за деньги, а не за орден имени Сутулого. А вот к третьему с лёгкой руки
начальника приклеится кличка Машинист и клеймо потенциального бракодела.
Клеймо-то невидимое, но двойное внимание к твоей персоне со стороны бюро
технического контроля и инспекции по кадрам – штука тяжёлая и неприятная.

Потому что сознавать, что ты не просто так на заводе работаешь, а «делаешь
машину», очень полезно для твоего душевного здоровья и наполняет жизнь ощущением
смысла - но только в том случае, если ты и в самом деле делаешь машину от и до.
И если ты прекрасно разбираешься в технике, причём именно в той отрасли
машиностроения, которая необходима для понимания конечной цели своего занятия.
Однако одним лишь выпуском готовых машин производство не исчерпывается: есть еще
заготовка материалов и их транспортировка, механическая обработка и
термообработка, сварка и сборка, мойка и сушка, в конце концов. И правильно ли,
если каждый рабочий начнет задумываться о красоте и элегантности,
государственной важности и производственной необходимости производимой им
технологической операции ? Сравнивать - что красивее, сварка или мойка ? Что
полезнее – хонингование или нитроцементация ? Что нужнее для страны –
прошлифовать шейку вала или закрутить десять болтов гайковёртом ? И что делать
такому рабочему, если он сочтет свой личный маленький вклад в общее дело не
удовлетворяющим его общественной позиции и высоким моральным стандартам –
забивать эти болты молотком в надежде на то, что новая машина на выходе с
конвейера не запустится и отправится на переделку ?

Рабочий-машиностроитель должен работать аккуратно и чётко, строго по чертежам и
точно в соответствии с производственным заданием выполнять свою часть общего
производственного процесса. А в конце рабочего дня - пожелать всего хорошего
тем, кто будет пользоваться плодами его труда, и спокойно, с чувством
выполненного долга и чистой совестью идти домой. А если он желает делать машину
и никак иначе, то нечего ему числиться в рабочих, пускай в директоры
пробивается. Тем более что работник-то он, скорее всего, так себе, никудышный.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments